Лиственница даурская, лиственница Гмелина – Larix dahurica Turcz. / Larix Gmelini Litvin. / Larix gmelinii
Общие сведения

Подробное описание

Деревья и кустарники СССР, Том I, стр. 171-173

L. dahurica Turcz. — Л. даурская

Bull Soc. Nat. Mose., XI (1838), 101

L. Gmelini Ldb. Якутск. — тит, тунгуск. — сеисси.

Д. до 30 (35) м выс. и 50 — 100 см в диам., с широко распростертыми ветвями и часто много-вершинным стволом в старости.

По Дробову (1914), в изреженных насаждениях часто свилевата. Растет быстро на влажных почвах, быстрее Pinus silvestris, но медленнее L. sibirica. В Якутии в лучших условиях произрастания:

Способyость давать при заболачивании придаточную корневую систему, видимо, большая, чем у других лиственниц. Кора на годичных пб. бледно-желтая с беловатым налетом, иногда волосистая; на ветвях и молодых стволах серая, шелушащаяся; на старых стволах толстая, глубоко-бороздчатая, красноватая. или серо-бурая. Пч. блестящие, желто-бурые, по краю чш. с желтовато-белыми волосками. Хв. светло- зеленая 15 — 30 (60) мм. На родине распускается ранее, чем оттаивает почва в зоне корней; в Ленинграде несколько позднее, чем L. sibirica. Это избавляет ее от повреждения весенними морозами; осенью желтеет и опадает одновременно с L. decidua.

Мужские клк, тупо-цилиндрические, 8 — 10 мм дл., красные или зеленые, реже розовые; в Ленинграде в средине V. Ш. 16 — 25 (34) мм дл., округлые или овальные или яйцевидно-цилиндрические тупые, из 10 — 25 чш. в 3 — 4 рядах; чш. голые плосковатые, сверху обрубленные, часто выемчатые, в полузрелой ш. растопыренные, в зрелой — широко раскрытые; кроющие чш, видны при основании ш., а с раскрытием ее в средней и верхней части (фиг. 39).

Созревают в Ленинграде почти одновременно с L. sibirica. С. 3 — 4 мм, с крылом 10 — 11 мм дл. Корневая система пластичная, при близком уровне вечной мерзлоты — поверхностная, со стержневым корнем только в молодости; на мелких и каменистых почвах — сильная, поверхностная; на глубоких почвах — сильная глубинная. В первом случае дерево ветровально. Живет до 360 — 400 лет.

Родин а: громадная территория в Вост. Сибири, на Дальнем Востоке, в Маньчжурии (фиг. 38). На севере образует границу леса с тундрой (до 72° с. ш.), на юге по горным хребтам заходит в область хвойно-широколиственных лесов и сухих степей (до 40° с. ш.)

Переносит крайне континентальный и холодный климат (полюс холода). На большой площади связана с вечной мерзлотой и болотами. Обладает лучшим ростом на дренированных суглинистых, мощных аллювиальных, умеренно-увлажненных почвах, особенно, если они содержат известь. От затопления талыми водами страдает; вблизи рек появляется на возвышающихся частях террас, сменяя Populus suaveolens, Chosenia. macrolepis и ивы. Заболачивание переносит лучше Pinus silvestris. На равнинах и в горах дает большие массивы лесов, чистые и смешанные с Pinus silvestris, Picea obovata и другими породами, образуя лишайниковые, зеленомошные (с Ledum palustre), сложные (с Rhododendron dahuricum), травянисто-болотные и сфагновые типы леса. В горах растет низким иногда стелющимся деревом.

К почвам, как видно из предыдущего, нетребовательна; в культурах выносит солонцеватые почвы. Более светолюбива, чем L. sibirica, однако встречается во втором ярусе сосняков.

В культуре вероятно с XVIII века, однако, сравнительно редка. В СССР (Ленинград) до 30 — 32 м выс., в районе Москвы до 20 — 21 м выс. в Белоруссии и в Западной области — небольшими экземплярами. На южном берегу Крыма культивировалась неудачно. В отмеченных отдельных пунктах L. dahurica растет то медленнее, то одинаково с L. sibirica. В Зап. Европе редка; в Англии растет лучше L. sibirica и достигает 18 — 24 м выс.

ФОРМЫ

f. erythrocarpa hort. — молодые ш. пурпуровое.

f. chlorocarpa hort. — молодые ш. зеленые.

f. pumila Doct. et Fler. — приземистый кустарник; хв. 9 — 10 мм дл.; ш. 12 — 15 мм, на верху тупые. Амурская область, на высоте 1000 м.

f. prostrata (Rgl.) Doct. et Fler. — стелющийся кустарник; ш. крупнее, чем у типа. Альпийская область и торфяные болота Забайкалья и по Амуру.

Последние две формы, вероятно, ненаследственны (экады).

Малотребовательность к почвам, климатическим факторам и быстрый рост, при высоких качествах древесины, выдвигают эту лиственницу в число пород, могущих иметь большое значение в лесных культурах, особенно на заболоченных почвах севера и в степных районах юга.

В зеленом строительстве L, dahurica может широко применяться во всей лесной и степной полосе (семена из степных местообитаний Забайкалья) для групповой и аллейной посадки.

Опыт культуры этой лиственницы очень незначителен; едва ли способы культуры будут отличны от таковых для L. sibirica и L. decidua.

 

Справочник по декоративным деревьям и кустарникам европейской части СССР (Москва, 1953)

Дерево высотой до 30 м с широкой кроной. От сибирской лиственницы отличается ярко-зеленой окраской хвои, более густой золотистой окраской осенью, вишневой окраской коры молодых деревьев, значительно более мелкими шишками и в большинстве случаев несколько искривленными стволами.

Летом и особенно осенью даурская лиственница очень декоративна по яркой окраске хвои. Часто встречаются красношишечные формы с ярко-красной окраской своих изящно сложенных, наподобие розочек, молодых шишек, красиво контрастирующих с яркой зеленью хвои и производящих впечатление ярких цветов. Эта окраска шишек весной держится около одного месяца.

Растет быстро, но медленнее лиственницы сибирской. В Свердловске двадцатилетние экземпляры достигают высоты 6—7 м. В дендросаду Московской ордена Ленина сельскохозяйственной академии им. К. А. Тимирязева лиственница даурская в возрасте семидесяти лет имела высоту 23 м и около 40 см в диаметре; в Архангельском парке (близ Тулы) деревья в возрасте сорока пяти лет достигали 20 м X 30 см; в Лесостепной опытной станции в двадцать лет—10 м X 13,5 см (лиственница сибирская в этом же возрасте — до 12,5 X 18 см). Плодоносит с восьми лет. В условиях московских парков растет не менее быстро, достигая в девятнадцать лет 9,7 м X 14,5 см. В Харькове в возрасте двадцати пяти лет имела среднюю высоту 8 м. Может быть рекомендована для групповых посадок в парках и больших садах, где вместе с лиственницами сибирской и европейской дополняет гамму осенних окрасок от оранжево-желтой (у даурской) до светложелтой (у европейской). Следует обратить особое внимание на возможность разведения этой лиственницы на почвах с избыточным увлажнением вплоть до северных границ лесной зоны (районы 2—11 и отчасти 1), а забайкальской расы — в довольно засушливых районах лесостепи (районы 8—13).
 
 

А. И. Колесников. Декоративная дендрология (Москва, 1974)

Дерево высотой до 30 м. В молодости имеет правильную яйцевидно-пирамидальную крону с приподнятыми вверх ветвями, в старости — крону неправильной формы, нередко много­вершинную с широко распростертыми ветвя­ми.

Хвоя несколько длиннее, чем у л. сибир­ской, обычно она имеет длину 1,5—3 и реже 6 см, светло-зеленая. От л. сибирской хорошо отличается шишками — они почти вдвое коро­че (1,5—2,5 см). Семенные чешуи в меньшем количестве, прямые, оттопыренные, совершен­но голые, на конце обрубленные или с выем­кой; семена мельче.

Долго­вечность до 400 лет.

Распространение. Дико произрастает на об­ширных пространствах в Восточной Сибири и на Даль­нем Востоке. На севере доходит до устья Колымы и Лены, составляя границу лесной растительности; рас­пространена по всей Якутии, на Камчатке, в Забай­калье, Приамурье и южно-уссурийских лесах, заходит в Маньчжурию. Изредка встречается в культуре в евро­пейской части СССР. В дендрарии Московской сельскохозяйственной академии им. К. А. Тимирязева в 70 лет достигла высоты 23 м и диаметра ствола 40 см, в Харь­кове (в Парке культуры и отдыха имени Горького) в 25 лет — высоты 8 м.

Применение. Л. даурская представляет большую ценность для зеленого строительства в северных районах как весьма морозостойкая порода. Типичная форма и особенно дальневосточная могут быть использованы на избыточ­но увлажненных почвах. Забайкальская фор­ма представляет интерес для зеленого строи­тельства в умеренно засушливых районах.

Л. даурская весьма декоративна и выде­ляется среди других лиственниц весной и ле­том ярко-зеленой хвоей, более яркой, чем у л. сибирской, а осенью — яркой оранжево-жел­той хвоей.

Лучше всего использовать ее в группах, а в больших парках и лесопарках — в массивах; в одиночной посадке она менее эффектна, так как большей частью имеет искривленный ствол.

Районы применения — в пределах ареала, а также в Западной Сибири на избыточно ув­лажненных почвах и в лесостепной зоне (за­байкальская форма); в европейской части СССР — в лесной зоне, до лесотундры и юж­ной части тундры и в лесостепной зоне (забай­кальская форма).

Агротехника

В пределах ареала растет медленнее л. си­бирской (в 50 лет достигает высоты 6—11 м). В благоприятных климатических и почвенных условиях л. даурская по росту почти не от­стает от л. сибирской. Выносит весьма суровые климатические условия Крайнего Севера и на большей части территории своего распростра­нения (от 72° северной широты) произрастает на вечной мерзлоте. Мирится со всякими поч­вами, в том числе с болотистыми, засушливы­ми (в сухих степях на юге Забайкалья) и да­же солонцеватыми. Лучше всего развивается на глубоких суглинистых и аллювиальных умеренно влажных почвах.

Корневая система у л. даурской такая же, как у л. сибирской, но л. даурская обладает еще большей способностью образовывать при­даточные корни, благодаря чему она может произрастать и на болотистых почвах.